• главная
ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

Домашние лабораторные работы

 

по классам примеры выполнения с использованием смартфона исследовательские обработка результатов литература

 

Как правило, лабораторные работы в классе предполагают единый для всех учеников сценарий выполнения – одинаковые приборы и материалы, одинаковые формулы для подсчета погрешностей и т.д. Зачастую присутствует лимит времени. Все это делает работу неинтересной – только для оценки. Этого недостатка лишены домашние лабораторные работы.

 

Данный цифровой образовательный ресурс предназначен для учителей, которые бы хотели научить учащихся нестандартному мышлению, применению бытовых вещей (в том числе, смартфонов) в физических исследованиях, индивидуальному подходу при решении учебных задач. Важно, чтобы школьники видели физику не только в классе, но и в быту, умели объяснять окружающие их явления и процессы, и самое главное, задавать самим себе вопросы.

Откуда появляются такие работы. Как правило- это более внимательный взгляд на окружающие в быту вещи.  Простой пример: обычная шторка на окне из тонкой ткани является прекрасным примером дифракционной решетки. Источником света может служить «лазерная указка». Остается, взяв за основу это наблюдение разработать домашнюю работу для учеников.

Особо хочется отметить работы на основе приложений для смартфона. В ЦОРе есть отдельный раздел по описанию датчиков смартфона. На их основе в свободном доступе есть разные приложения, с помощью которых можно выполнять совершенно неординарные работы. Так приложение «компас» позволяет семиклассникам определить стороны света своих окон, а десятиклассникам, зная магнитную индукцию Земли, посчитать магнитное поле вблизи системного блока ПК по углу отклонения магнитной стрелки компаса ( оказывается он «хорошо фонит»).

Цор представляет собой шесть разделов.

«литература»,  

«обработка результатов» - в разделе описаны два направления. Теория погрешностей и работа с EXCEL. Последнее особенно важно и мало используется в лабораторных работах, выполняемых в классе. Хотя именно таблицы существенно уменьшают работу по счету и построениям графиков. Применение коэффициента аппроксимации позволяет принять или отвергнуть связь величин, то есть на более глубокой математической  основе выполнять работу. Настоятельно рекомендую учителям использовать  EXCEL в лабораторных работах.

 «Исследовательские» - раздел, в котором по мнению автора находятся не обязательно самые трудные, а самые красивые. Их решение предполагает участие творчества, индивидуальной большой поисковой идеи для работы.

 «С использованием смартфона»- раздел новый для методики преподавания физики. В разделе не только предлагаются 10 лабораторных работ для домашнего выполнения, но и предлагается теоретический материал по датчикам смартфона. Учителя физики должны достаточно разбираться в технической части. Ученикам достаточно уметь обращаться с приложениями. Поиск последних предлагается сами ученикам. Можно достаточное время уделить вопросу о критериях выбора того или иного приложения. Нужно воспитывать культуру такого рода работы.

 «Примеры выполнения» - раздел с примерами выполнения работ самими учениками. Все работы не «поставленные». Они представлены так, как их написали или сняли на видео сами ученики. Сканы или видео можно предлагать ученикам не только и не столько для показа примера, но и для анализа действий самого ученика, оформления работы, подсчета погрешностей, «правильности» объяснения на видео.

Самый большой раздел «по классам». В котором предлагаются лабораторный работы для каждой параллели. Важно отметить, что описание работы является кратким, а действия не догматическими. Степень обработки результатов, глубину описания хода работы определяет сам учитель. Фактически для учителя физики важным является суть самой работы, иногда используемые приборы и материалы, иногда нестандартные подходы к решению.

Уважаемые коллеги, хочется верить, что этот цифровой образовательный ресурс станет стимулом для вашего самостоятельного поиска.